Сооружения и устройства на газопроводах 7

Контрольные проводники (рис. IV.11) позволяют без вскрытия газопровода замерить его электрический потенциал. Это необходимо для своевременного обнаружения утечки постоянного тока с рельсов трамвая, метрополитена и других источников на подземные газопроводы. Токи утечки вызывают электрохимическую коррозию газопроводов. Для замера потенциала газопровода необходимо плюс вольтметра подсоединить к центральному проводу, приваренному к газопроводу, а минус - к защитному кожуху проводника, который нижней неизолированной частью сообщается с грунтом.

Контрольные проводники устанавливают вблизи электростанций, у трансформаторных киосков, в местах пересечения газопроводами электрифицированных железных дорог, трамвайных линий и т. п.



Рис. IV.11: контрольный проводник

Рис. IV.11: контрольный проводник

а - общий вид; б - клеммная головка

1 - бетонная подушка; 2 - ковер; 3 - съемный колпачок; 4 - изолированная часть стального кожуха; 5 - битум внутри кожуха; 6 - контактный стальной проводник; 7 - неизолированная часть кожуха; 8 - битум; 9 - минусовый зажим; 10 - плюсовый зажим; 11 - высокоомный вольтметр; 12 - клеммная головка, надеваемая вместо съемного колпачка при ведении замеров



На участках газопровода, параллельных трамвайной линии, замер потенциалов газопровода должен быть обеспечен примерно через каждые 200 м. Для замера потенциала также могут использоваться конденсатосборники и задвижки.

Колодцы на газопроводах служат для размещения в них отключающих устройств и компенсаторов. Делают колодцы из красного кирпича или сборного железобетона. Перекрытие колодца желательно выполнять съемным для безопасности ведения ремонтных работ. При устройстве в днищах колодцев приямков для сбора воды уклон к приямку должен быть не менее 0,03. На проходе газопровода через стены колодца устанавливают футляры, концы которых выступают за стены колодца не менее чем на 2 см. Зазор между футляром и газопроводом обеспечивает независимую осадку стен колодца и газопровода, уплотняют его просмоленным канатом и битумом.