Новые изоляционные материалы

Обычные изоляционные покрытия на битумной основе подвержены старению, т. е. постепенному разрушению, вследствие чего снижается переходное сопротивление труба - земля. Поэтому изыскиваются пути их совершенствования. В 1966 г. Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (АКХ) и трестом Росгазстрой Главгаза МЖКХ РСФСР разработана битумно-атактическая изоляция «Бамаст», состоящая из 95% строительного битума БН-IV (ГОСТ 6617 - 56) или нефтяного битума БНИ-IV (ГОСТ 9812-61) и 5% атактического пропилена (СТУ336 - 13 - 81 - 64). В качестве армирующей обертки применен нетканый стекловолокнистый холст ВВ-ГУ. Опыт эксплуатации сотен километров газопроводов с изоляцией «Бамаст» в ряде городов показал преимущества этой изоляции перед обычной битуморезиновой, особенно из-за повышения эластичности, адгезии, прочности, диэлектричности, тепло- и хладостойкости.

Для строительства подземных и надземных газопроводов в низкотемпературных районах Севера используются разработанные ВНИИСТ покрытия на основе эпоксидно-каменноугольных и фуриловых смол. При небольшой толщине (0,5 - 1 мм) эти покрытия обладают адгезией к металлу около 80 кгс/см2, удельным электрическим сопротивлением до 1010 Ом∙см, теплостойкостью до 90˚ C и морозостойкостью до -60˚ C.

Известно, что обычные полимерные липкие ленты, получившие широкое распространение для изоляции подземных газопроводов, пригодны только для летних условий работы. Поэтому для использования в северных районах страны разработаны и применяются морозостойкие липкие ленты, в том числе марок ПВХ-СЛ и ПВХ-ЛМЛ. Липкая поливинилхлоридная лента ПВХ-СЛ изготовляется из поливинилхлоридного пластиката, покрытого подклеивающим слоем, и применяется при температурных режимах эксплуатации покрытия от 40 до -20˚ C. Наносится она на трубу по клеевой или битумно-клеевой грунтовке при температуре воздуха не ниже -12˚ C. Липкая поливинилхлоридная лента ПВХ-ЛМЛ из поливинилхлоридного морозостойкого пластиката с подклеивающим каучуковым слоем может эксплуатироваться в температурном интервале от 50 до -60˚ C. Нанесение ее на трубу возможно при температуре воздуха до -40˚ C.